ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА МОЛДОВЫ (ГП «FISCSERVINFORM»)

 

Государственное Предприятие «Fiscservinform» (далее – Предприятие) является составной частью Государственной Налоговой Службы, специализированной в развитии и внедрении продвинутых информационных технологий по администрированию и переработке фискальных данных, облегчению обмена данными и документами между налогоплательщиками и налоговой службой, а также между налоговой службой и органами государственной  власти, использующие налоговые информационные ресурсы. В данном контексте, цель Предприятия - предложить технологии и легко доступные услуги сотрудничества и взаимодействия между людьми, а также, между частным сектором и государственными органами Республики Молдова. 

В 2010 году, Предприятие будет ратовать за рост, на широкой основе, эффективности фискальных процедур в Республике Молдова; за оптимизацию, в рамках ГНС, процедур фискального администрирования, применяя разные, основанные на нынешних ИТ, инструменты; за упрощение и рост оперативности представления  и переработки отчетов, а также за понижение, связанных с этими процессами, издержек. 

Для определения приоритетов, Предприятие провело детальный анализ положения в сфере своей деятельности. Полученные результаты показывают что, на данный момент, национальные налогоплательщики представляют отчеты разным государственным органам (налоговой службе, национальной кассе социального обеспечения, национальной компании по медицинскому страхованию, национальному бюро по статистике, и.т.д.), в большинстве случаев, содержание представленных данных являясь идентичным. В данных условиях, считаем своевременной, ориентирование деятельности на развитие электронного взаимообмена информациями с другими органами, центральной и местной, государственной администрации, банковскими структурами и другими правовыми субъектами в сфере электронного взаимообмена данными. Для этого, намереваемся инициировать, с этими структурами, совместные мероприятия, с целью использования единых принципов представления отчетов, а также общих электронных стандартов, применяемых сегодня в мире.

 Внедрение Национальной Стратегии построения информационного общества «Электронная Молдова» - определяет необходимость интегрирования институциональных баз данных в общую правительственную систему, которая обеспечила бы свободный доступ граждан к ней,  а также к современным электронным услугам. Определяющим шагом ГНС Молдовы, в данном направлении, является комплексное формирование Электронной Фискальной Интегрированной Системы (ЭФИС) как составная часть государственных информационных ресурсов. Эта система представляет собой ряд технических, технологических, информационных и организационных средств, а также программных продуктов, предназначенных для обеспечения сбора, передачи и контроля первичных данных, выполнение процессов переработки, анализа и интегрирования налоговой информации для эффективного администрирования фискальной политики в Республике Молдова. Предприятие определяет ЭФИС как одну из главных систем, которая послужит инструментом поддержки деятельности налогового администрирования в Республике Молдова. 

В поддержку налогоплательщиков, также приветствуется и разработка методов поддержки налогоплательщиков посредством предоставления разных электронных услуг, таких как: положение о выплатах в госбюджет, замечания о непредставлении налоговых отчетов, о начатии  налоговой проверки, и.т.д.. Спектр предоставляемых налогоплательщикам услуг может быть расширен на базе запросов и нужд со стороны первых. Для выполнения данных действий необходимо развить портал электронных фискальных услуг (единое окно), посредством которого налогоплательщики будут взаимодействовать с фискальными органами. С этой целью, Предприятие внедрит электронную услугу «Текущий счет налогоплательщика». 

Также, в планах, продвижение расширения гаммы электронных услуг посредством запуска Автоматизированной Информационной Системы «Электронная Налоговая Накладная» (далее – АИС ЭНН), которая будет способствовать росту оперативности документирования произведенных транзакций, исключая необходимость постоянно иметь в наличии резерв формуляров налоговых накладных. Экономический агент освобождается от нужды пройти процедуру получения формуляров налоговых накладных, после представления запроса в ГНС. В любой момент возможно получение бланков, посредством активирования аппликации для клиента, в то же время, исключая риск потери формуляров налоговых накладных. Информация о налоговых накладных, выписанных экономическим агентом, сохраняется в аппликации налогоплательщика. Использование АИС ЭНН исключает издержки связанные с приобретением формуляров налоговых накладных, а также затраты на содержание персонала, отвечающего за заполнение налоговых накладных. Для обширного продвижения электронных услуг в ряды налогоплательщиков, предусматривается создание и запуск Центра корпоративной сертификации публичных ключей для налогоплательщиков. 

Другое направление связанно с внедрением некоторых новых методов и процедур проведения налоговых контролей, которые основываются на многоуровневой обработке и интеграции данных. В этом смысле, необходимо разработать процедуры контроля и стандарты исполнения, которые способствовали бы результативности контролей, основанных на анализе, логике и материальных доказательствах, развивая, таким образом, косвенные методы оценки фискальных обязанностей. Одним таким методом может быть расширение спектра рисков, используемый в системе отбора налогоплательщиков для проведения контроля. С данной целью,  разрабатывают Автоматизированную Информационную Систему «Системы управления ситуациями и жалованиями». 

Оптимизация администрирования информационной инфраструктуры в рамках территориальных налоговых инспекций также является приоритетным направлением в деятельности Предприятия. В этой области планируется развитие информационной системы налоговой службы, в виду обеспечения отдаленного доступа (посредством сети Интернет) как для чиновников, так и для других авторизированных пользователей, на базе определенных прав доступа. В этих целях, планируется применить нормы и стандарты безопасности и обеспечения конфиденциальности информации в соответствии с нормативными документами в данной области. 

Уверен, что команда Г.П. «Fiscservinform», которая, в большинстве своем, состоит из молодых, но хорошо обученных специалистов, готова противостоять самым амбициозным  вызовам. Все что нам необходимо для прогрессивного развития предложенных инициатив, в процессе кристаллизации электронного управления в Республике Молдова, это многосторонняя поддержка гражданского общества, ведомственных правительственных структур, а также, международных программ технической помощи.